Чтобы понимать принцип работы системы впрыска, понадобится желание вникнуть в нее и необходимая информация. Далее речь пойдет о принципе ее работы и функциях.

Как она работает?

Если говорить коротко, то работает она так: объем воздуха, который поступает в мотор, замеряется с помощью ДМРВ, полученная информация передается компьютеру, а он, основываясь на эти, и некоторые другие, данные, ведет расчет необходимого количества горючего, требующегося сжечь с данным объемом воздуха.

Далее компьютер отдает команду форсункам, они открываются, и горючее из топливной магистрали, подается во впускной коллектор. На этом процесс впрыска завершен.

Система впрыска имеет одну сложность - это ее сложная программа, она составлена так, чтобы принимать во внимание разные режимы работы мотора с учетом внешних условий.

Как работает компьютер данной системы.

В компьютере содержится специальная программа и карты с данными. Саму программу можно назвать стандартной, но карты абсолютно разные, они пишутся индивидуально под каждый силовой агрегат.

Например, работа программы осуществляется с помощью двух карт, первая выглядит как таблица. В ней обозначен объем получаемого воздуха, обороты мотора и углы открытия дроссельной заслонки. В местах пересечений этих данных обозначена информация относительно объема горючего, которое нужно подавать опираясь на определенные условия работы мотора.

Вторая карта содержит параметры соответствия между объемом горючего и продолжительностью открытия форсунок. При ее помощи программа определят продолжительность команды, подающейся форсункам.

Программа постоянно считывает сигналы датчиков, сравнивает их с данными первой карты, подбирает необходимое значение объема горючего, затем она подключает вторую карту и определяет продолжительность открытия форсунок. Теперь отдается команда форсункам и цикл завершается. Этот отличен от реальности, используемых карт намного больше, в них указаны значения гораздо большего количества параметров. Сложность процесса заключена не в программе, а в самих картах, они должны иметь высокую точность и подбираются под определенный мотор. Зачем нужна обратная связь?Ее осуществляет лямбда зонд. Нужда в ней обусловливается тем, что какой бы точностью не обладали карты, каждый мотор не похож на другие и ему требуется дополнительно подстроить топливную систему. Во время работы силового агрегата он изнашивается, а это нужно компенсировать.

Также карты могут содержать не идеальные значения и им потребуется коррекция. Эту проблему можно устранить с помощью обратной связи. Основной целью этих задач является улучшение сгорания смеси для достижения лучших показателей токсичности выхлопа. Оптимальное количество воздуха и бензина считается 14.7:1. Это соотношение является стехиометрическим.

Обратная связь представляется следующим образом: после определения компьютером нужного объема бензина, подающегося в мотор, горючее сгорает, а выхлопные газы попадают к выпускной системе. В этот момент лямбда зонд передает данные о количестве кислорода в выхлопе, опираясь на эти данные делается вывод, правильно ли прошел процесс и нет ли нужды в коррекции топливовоздушной смеси.

Компьютер ведет непрерывную проверку выполненных расчетов используя конечный результат, данные о котором ему передает лямбда зонд и, при необходимости, окончательно корректирует состав смеси. Стоит сказать, что он работает в зависимости режима работы мотора, он может не принимать во внимание данные лямбда зонда, а пользоваться только расчетами, которые он выполнил самостоятельно.

Режимы управления.

Компьютер может иметь два режима: замкнутый контур (пользуется данными лямбда зонда) и разомкнутый контур (данные лямбда зонда игнорируются).

  • 1. При запуске мотора. Здесь необходима обогащенная смесь, которая содержит повышенное количество горючего. Этот касается моторов, работающих на бензине. Соотношение содержания воздуха и бензина равняется 2:1 - 12:1, а работа компьютера проходит в разомкнутом контуре.
  • 2. Во время прогрева мотора. После пуска мотора компьютер ведет непрерывную проверку температуры силового агрегата, опираясь на которую он рассчитывает соотношение воздуха и бензина в смеси и количество прогреваемых оборотов. Когда мотор прогревается, его температура возрастает, объем воздуха и бензина меняется с целью обеднения смеси, а количество оборотов во время прогрева понижается. При этом разогревается лямбда зонд. Компьютер будет находиться в разомкнутом контуре.
  • 3. Во время холостого хода. Когда лямбда зонд и мотор разогреваются, компьютер включается в замкнутый контур и пользуется данными зонда, чтобы держать смесь стехиометрической. Так достигается наименее токсичный выхлоп.
  • 4. Постоянная скорость, равномерный разгон или сброс скорости. Компьютер работает в замкнутом контуре и пользуется данными лямбда зонда. При этом количество оборотов на него не влияет, компьютер останется в данном режиме.
  • 5. При резком ускорении. Во время нажатия педали газа до упора дроссельная заслонка открывается, компьютер включается в разомкнутый контур. При нагрузке он может переключиться раньше, когда заслонка откроется на 70%. Смесь поддерживается в соотношении 11.9:1 - 12:1, это увеличивает мощность.
  • 6. При торможении мотором. Компьютер включается в разомкнутый контур, при этом обороты мотора выше количества оборотов на холостом ходу, дроссельная заслонка будет закрытой, а компьютер обедняет смесь.

В основном компьютер работает в замкнутом контуре, так он имеет возможность поддерживать смесь оптимальной. Также при этом компьютер занимается корректировкой и модифицированием карт, подстраивает их под условия работы и состояние мотора.